Почта: E.Dudareva@profilkomplect.ru
Почта: E.Dudareva@profilkomplect.ru
Ситуация на рынках алюминия России и стран СНГ, похоже, начинает налаживаться после определенного спада. В течение двух последних лет объем потребления алюминия и алюминиевых продуктов в этих государствах потерял более 7%, сократившись с 1,6 млн т до 1,4 млн т. Однако за первое полугодие 2017 года потребление выросло на 13,9% в годовом выражении. Больше всего увеличился спрос в автопроме (на 23%) и энергетическом секторе (на 17%) – в отраслях, показавших наибольший спад в предыдущие два года. – В то же время в других отраслях восстановление идет более скромными темпами: в машиностроении на 3%, строительстве – на 2%.
Двухлетний спад, по мнению специалистов, был вызван экономическим кризисом и стагнацией многих отраслей, падением платежеспособности населения и уменьшением покупательского спроса. Сейчас, по мере выхода экономики из кризиса, влияние этих факторов ослабевает. Но сохраняются другие отрицательные моменты: недоступность дешевых кредитов для производителей, демпинг со стороны импортеров алюминиевых полуфабрикатов, отсутствие стандартов на многие виды алюминиевой продукции.
Однако производители алюминия все-таки демонстрируют оптимизм. Этому способствует утвержденный правительством РФ в конце прошлого года план мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016–2017 годы. Это знаковый документ: власти подготовили и реализуют комплекс мер, которые должны повысить внутреннее потребление алюминия и алюминиевых сплавов. Пока Россия, занимая второе место в мире по производству этого металла, треть потребления алюминиевой продукции обеспечивает за счет импорта по причине недостаточного развития глубокой переработки алюминия. А правительственный план, согласованный с основными игроками отрасли, поможет исправить эти недостатки.
Документ содержит 11 пунктов, реализация которых – по самому консервативному сценарию – обеспечит рост внутреннего потребления алюминия к 2020 году на 505 тыс. т. Наибольший прирост даст снятие ограничений и расширение применения алюминия в строительстве, транспорте, энергетике и машиностроении, а также меры по увеличению потребления этого металла в авиа- и судостроении. Прорабатывается расширение применения крылатого металла в вагоностроении.
Наиболее чувствительно сложившийся дисбаланс ощущается в строительной отрасли. В нынешней нормативной базе, которая формировалась в 2009–2015 годах, допустимыми материалами для изготовления конечных изделий и конструкций указаны только сталь, железобетон и дерево. Алюминий просто отсутствует. В то время как его можно эффективно использовать, например, в мостостроении: несущие конструкции мостов из алюминиевых сплавов служат не менее полувека, обладают низким весом и коррозийной стойкостью, прочнее стали и бетона. Такие мосты – вполне обыденное явление в Германии, Франции, Великобритании, США, Китае, а в России до последнего времени был всего один алюминиевый мост – в Питере, постройки конца 1960-х годов. Между тем интерес к таким конструкциям растет. Летом 2017 года при поддержке правительства Нижегородской области в этом регионе были смонтированы два первых алюминиевых моста в современной России. На очереди – еще несколько пешеходных пролетов в нескольких регионах.